Это первый эскортный авианосец в британском флоте. Его переоборудовали из германского рефрижератора «Ганновер», захваченного 7.03.1940 г. в Вест-Индии английским крейсером «Данедин». Трофей был превращен в транспорт «Эмпайр Одесити». Решение о переделке в эскортный авианосец, предназначенный для защиты торговли, было принято 2 января 1941 г. Переоборудование на верфи в Нортумберленде заняло 5 месяцев. Конструкция корабля была предельно упрощена. Он не имел ни ангара, ни самолетоподъемников, ни катапульты, ни «острова». Самолеты находились прямо на полетной палубе (137.2 х 18.3 м), открытые всем превратностям погоды. Ее оснастили упрощенными аэрофинишерами (состоявшими из двух тросов), способными задержать самолет массой 4 тонны при посадочной скорости 100 км/ч, и аварийным барьером. Запас авиационного бензина составлял 45460 л. В трюм уложили три тысячи тонн балласта. Дальность плавания составляла 12000 миль на 14,5 узлах. После вступления в строй этот «эрзац-авианосец» успел принять участие всего в двух гибралтарских конвоях: в сентябре и декабре 1941 г. Второй из них стал показательным. 17 декабря 1941 г. «волчья стая» германских подлодок обнаружила в районе острова Мадейра крупный конвой из 30 судов, шедший из Гибралтара в Англию. Но самолет с «Одесити» вовремя обнаружил вражеские субмарины. Глубинные бомбы, сброшенные эсминцами охранения, повредили U-131. которой пришлось всплыть. Подняв из воды часть экипажа, эсминцы уничтожили лодку артиллерийским огнем. Вскоре над конвоем появились два немецких бомбардировщика. Их тут же сбили истребители «Одейсити». На следующее утро эсминцы заставили всплыть на поверхность подлодку U-434. Взяв в плен 44 подводника, ее пустили на дно. 19 декабря немцы предприняли комбинированную воздушно-подводную атаку и достигли некоторого успеха: торпеда U-575 потопила эсминец «Стэнли». Но тут же последовала расплата — подлодку U-574 протаранил шлюп «Старк». а из трех бомбардировщиков два сбили истребители с «Одесити». После этого германские самолеты больше не рисковали атаковать конвой. Вечером 21 декабря, на последнем этапе перехода, авианосец дважды торпедировала германская подлодка U-751. После попадания первой торпеды корабль потерял ход. Спустя 70 минут последовали попадания еще двух торпед. «Одесити» разломался пополам и затонул. Погибли 72 члена экипажа. Всего в двух конвойных походах истребители «Одейсити» сбили 5 и повредили 3 германских самолетов FW-200. Пример «Одейсити» показал, что идея дешевого тихоходного авианосца, предназначенного для защиты конвоев, полностью себя оправдывает.
Переоборудован 22.01 .—26.06.1941 г.. погиб 21.12.1941 г. Водоизмещение 10230 (11000) тонн; размеры 142,4 х 17,14 х 6,6 метров. Мощность одновальной дизельной установки 5200 л.с; скорость 14,5 узлов. Запас соляры 649 тонн. Вооружение: 1—102-мм зенитка, 4—40-мм, 4—20-мм автомата. Экипаж 210 человек. Состав авиагруппы (декабрь 1941 г.): 8 истребителей «Мартлет II/III».
Источники: www.avianosci.ru www.militaryphotos.ru www.worldnavalships.ru
|