Первые британские эскортные авианосцы, заказанные в США в рамках соглашения о лендлизе. Были переоборудованы из недостроенных транспортных судов типа «СЗ». Перестройка началась в апреле-мае 1941 г. Головной «Арчер» был перестроен из почти готового судна за 6 месяцев. Поэтому он несколько отличался от своих «Систершипов». Его полетная палуба имела длину 133,5 м, высота ангара составляла 5,8 м; на остальных кораблях — соответственно 134,7 м. и 4,88 м. «Арчер» и «Эвенджер» имели гладкую палубу, «Байтер» и «Дэшер» — небольшой «остров» по правому борту. Все корабли получили один лифт (12,8 х 10,4 м), одну катапульту и комплект аэрофинишеров. Запас бензина для самолетов сначала составлял 341000— 386000 литров, но вскоре после ввода кораблей в строй был сокращен до 163500 литров. Для повышения устойчивости в Англии на кораблях уложили бетонный балласт массой 1800—1930 тонн. Кроме того, они могли принимать до 1000 тонн воды в качестве балласта. Брони и противоторпедной защиты не было. Энергоустановка включала два дизель-мотора суммарной мощностью 8500 л.с, работавших через редуктор на один вал. Запас соляра составлял 1360—1600 тонн для двигателей, плюс еще 1100— 1700 тонн в дополнительных танках, для заправки в море кораблей охранения.
номер |
название |
заложен |
спущен |
вступил в строй |
списан |
1 |
Арчер |
1.8.39 |
14.12.39 |
17.11.41 |
6.11.43 |
2 |
Эвенджер |
28.11.39 |
27.11.40 |
2.3.42 |
погиб 15.12.42 |
3 |
Байтер |
28.21.39 |
18.12.40 |
1.5.42 |
9.4.45 |
4 |
Дэшер |
14.3.40 |
12.4.41 |
2.7.42 |
погиб 27.3.43 |
«Арчер» через месяц после вступления в строй столкнулся с торговым судном и встал на ремонт. В 1942 г. участвовал в двух противолодочных поисках в Северной Атлантике и в проводке нескольких трансатлантических конвоев. 23.05.1943 г. его самолеты потопили подлодку U-752. Из-за серьезных дефектов дизель-моторов с октября 1943 г. он использовался как плавмастерская. Был выведен в резерв в марте 1945 г., через год возвращен США и переоборудован в грузовое судно.
«Эвенджер» в сентябре 1942 г. сопровождал «северный» конвой PQ-18. При этом его самолеты сбили 5 немецких самолетов, еще два десятка подбили. В ноябре поддерживал высадку союзников в Северной Африке. 15.11.1942 г. его торпедировала германская подлодка U-155 в 100 милях западнее Гибралтара. Попадание вызвало взрыв погреба боезапаса. Авианосец разломался на две части и затонул в течение 3 минут. Погибли 505 человек, спаслись только 17.
«Байтер» участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. В марте 1943 г. первым из авианосцев британского флота вышел на противолодочное патрулирование в Северную Атлантику. До августа 1944 г. произвел несколько противолодочных поисков, провел 16 конвоев. Самолеты авианосца повредили подлодки U-203 и U-89. которые после этого потопили надводные корабли. 6.04.1945 г. возвращен США. Позже был передан французскому флоту, где получил имя «Диксмюде».
«Дэшер» участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. Эскортировал конвой JW-53, однако в шторм получил сильные повреждения, из-за которых был вынужден вернуться обратно в порт. 27.03.1943 г. погиб в результате взрыва цистерн с авиационным бензином в устье реки Клайд. При этом погибли 378 членов экипажа.
|