Трудности запуска гидроаэропланов с авиатранспортов и артиллерийских кораблей побудили англичан вернуться к идее использования сухопутных машин, способных взлетать и садиться на палубу корабля практически при любой погоде. В августе 1915 года с палубы "Кампании" удачно поднялась первая амфибия, а через три месяца с рельсовой дорожки "Виндекса" успешно стартовал сухопутный самолет. Эти опыты послужили достаточным основанием, чтобы Адмиралтейство предприняло смелый шаг: приказало смонтировать полетную палубу для сухопутных самолетов на легком линейном крейсере "Фьюриес". 27 июня 1917 года, когда этот крупный боевой корабль вступил в строй, на его носу вместо башни 456-мм орудия возвышалась наклонная 50-метрозая платформа, подобная той, что была опробована на "Кампании". Под ней находился ангар для четырех гидроаэропланов "Шорт" и шести сухопутных машин "Сопвич-Пап". На палубу самолеты подавались элеватором, установленным перед боевой рубкой. Но если взлет машин обоих типов с борта "Фьюриес" не представлял особых затруднений, посадка являлась серьезной проблемой. Не только гидросамолеты, но и сухопутные машины вынуждены были садиться на воду и подниматься потом на борт с помощью стрел. А это оказалось невозможным даже при малейшем волнении на море. Вот почему один из пилотов "Фьюриес", лейтенант И. Даннинг, летом 1917 года вернулся к опытам, которые за шесть лет до него проделал в США Ю. Эли. Вместо снятой кормовой орудийной башни и грот-мачты на всем пространстве от трубы до кормового среза была установлена почти 100-метровая посадочная палуба шириной около 30 метров! Перед трубой возвышалась стальная рама с висящей на ней сетью, которая служила для улавливания, не погасившего скорость самолета. Узкие проходы, огибавшие трубу и надстройку, соединяли взлетную и посадочную палубы: по ним можно было перемещать самолеты с кормы на нос и обратно, причем перевозились они по проложенным рельсам на своего рода вагонетках. При запуске гидроплан разгонялся на стартовой тележке, которая у носовой кромки резко тормозилась амортизаторами, а машина, соскользнув с нее, продолжала полет. Хотя на переоборудованном "Фьюриес" и были проведены испытания примитивных аэрофинишеров (устройство для торможения садящихся самолетов), отдаленно напоминавших мешки с песком, примененные некогда Ю. Эли, в свой первый поход на бомбардировку Тондерна этот корабль отправился без них. Вот почему из семи удачно стартовавших и отбомбившихся самолетов, уничтоживших ангары с двумя цеппелинами, ни одному не удалось вернуться на борт своего авианосца. Два из них приземлились в нейтральной Дании, а пять разбились, пытаясь в открытом море сесть на палубу "Фьюриес". Все пилоты, кроме одного, остались живы. В 1939 году на правом борту "Фьюриес" возвели небольшую надстройку с трехногой мачтой. Здесь разместились дальномеры, электронное оборудование и малокалиберные зенитные автоматы, 140-мм противоминные орудия заменили 102-мм пушками универсального калибра, способными вести огонь по надводным и воздушным целям, и скорострельными автоматами. Под это усиленное артиллерийское вооружение дополнительно была отведена носовая взлетная площадка, с которой самолеты больше не запускались. Так появился "Фьюриес", который участвовал во многих морских операциях второй мировой войны. В 1940 г. торпедоносцы "Фьюриес" успешно атаковали в Тронхейм-фьорде три немецких эсминца. Фашистская авиация ответила ударом на удар: во время стоянки на Лофотенских островах две немецкие бомбы, разорвавшиеся у самого борта "Фьюриес", повредили его турбины, которые после этого могли работать лишь с пониженной мощностью. Несмотря на это, адмиралтейство использовало корабль как авиатранспорт: он доставлял на Мальту вместе с "Игл" сухопутные истребители, жизненно необходимые для воздушной обороны этой важнейшей средиземноморской военно-морской базы англичан. В 1942 году покалеченный авианосец добрался до США и был поставлен на ремонт, Но это уже не могло вернуть ему "молодость". Зачисленный в разряд эскортных авианосцев, "Фьюриес" сопровождал конвои, прикрывал высадку союзников в Сицилии и участвовал в эпизодических набегах на побережье Норвегии. В 1944 его самолеты атаковали "Тирпиц", и в том же году он был выведен в резерв.
Характеристики:
Общие:
Длина: 239,7 м
Ширина: 26,8 м
Водоизмещение стандартное: 22 450 тонн
Водоизмещение полное: 27 165 тонн
Запас хода:
Осадка: 6,4 м
Экипаж: 1218
Скорость: 30 узлов
Вооружение:
Орудия: 12 120 мм
Торпедные аппараты: 2
Зенитные установки: 26 40 мм; 8 12,7 мм
Самолеты: 36
После перестройки:
Источники:
www.warfleet.ru www.ships.bsu.by www.greatships.ru
|